بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
Воистину, Коран – это Слово Всевышнего Аллаха, которое Он ниспослал на ясном арабском языке через ангела Джибриля (мир ему) Своему последнему посланнику – Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), дабы вывести людей из мрака заблуждения к свету истины. Коран – это чудо, которое будет оставаться таковым вплоть до Судного дня, и которое оберегать взял на Себя сам Аллах, сказавший: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Коран 15: 9).
Шейх Хассан Хедия в своей книге «Для чего учить Коран?» указал на следующие достоинства чтения и заучивания Священного Корана:
1. Заучивание Корана – один из путей, с помощью которого Аллах хранит Свое Писание;
2. Хафизы – это те, кого избрал Аллах и кому наследовал Писание;
3. Заучивание Корана – сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует);
4. Хафизы Корана – семейство Аллаха и Его избранные;
5. Хафиза Корана ждет победа – Рай!;
6. Коран – заступник за того, кто его заучил;
7. Коран – исцеление для того, кто его учит;
8. Хафиз Корана достигает высокого положения в этой жизни и в следующей;
9. Коран охраняет хафиза от шайтана и плохого нрава;
10. Заучивание Корана улучшает речь и помогает изучить арабский язык; улучшает память;
11. Коран будет освещать могилу заучившего его.
«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам он не прибавляет ничего, кроме убытка» (Коран 17:82).
Существует множество методик и книг по обучению чтению Священного Корана с нуля. Среди них большое распространение во всем мире получила методика «Каида Нурания».
Автор данной методики шейх Нур Мухаммад Хаккани (1272-1343 г.г.) (да будет милостив к нему Аллах), который посвятил себя преподаванию коранических наук, после завершения своего образования, был специалистом в области хадисов и хадисоведения. Он предложил некоторые специальные правила преподавания и учения, специальные упражнения и комментарии для большей эффективности и доступности именно для преподавателей школ, медресе, кружков по Корану.
Методика "Каида Нурания" берет свое начало в средних веках, она имела широкое распространение в неарабских странах, таких как Индия, Пакистан. Детей с раннего возраста (с четырех до шести лет) обучали чтению по данной методике. Примерно через два года, по завершении курса, ребенок мог самостоятельно отлично читать Священный Коран с правилами тажвида (науки правильного произношения букв при чтении Священного Корана), правильной артикуляцией всех букв, причем, такое чтение было для него привычным, наблюдалось уникальное развитие речевой деятельности ребенка. В настоящее время данная методика получила широкое распространение во многих странах по воле Всевышнего и благодаря своим многочисленным достоинствам, среди которых: простота и доступность, наличие особого ритма и мелодики, охват практически всех правил таджвида, обширная практика и тренировка речевого аппарата.
Возникает вопрос: разрешено ли чтение Священного Корана таким способом?
Ответ: Этот способ относится к видам медленного чтения التحقيق, при котором каждая буква обретает все свои свойства и качества, и такой способ для обучения чтения (при образовательном процессе) разрешен.
Вопрос: В чем польза обучения методике «Каида Нурания» для взрослых, которые умеют читать и писать?
Ответ: Она помогает устранить скрытые ошибки при чтении, улучшить артикуляцию арабских букв, повторить и углубить знания по правилам тажвида. Каждый заметит, что необходимо исправить некоторые буквы - это естественное явление для тех, кто не является носителем арабского языка и кто не получил иджазу. Более того, пройдя данную методику, каждый сможет преподавать Священный Коран всем желающим, независимо от возраста и уровня подготовки, чтобы получить довольство Всевышнего, ведь это знание, которое связано со Священным Кораном, а обучение ему - особое благое дело, за которое полагается большая награда с позволения Всевышнего Аллаха.
Методика преподавания «Каида Нурания» может применяться:
1. в обучении взрослых, которые умеют читать, для подготовки их к роли преподавателя по данной методике. Обучение взрослых легче, если они уже имеют знания по правилам тажвида, и им требуется изучение, лишь отдельных моментов.
2. в обучении детей и не арабов, которые не умеют читать по-арабски. Именно для них разработана специальная методика преподавания «Каида Нурания».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучал Коран и обучал ему других» (аль-Бухари 5027).
Также на некоторые возникающие вопросы отвечает организатор курсов по обучению чтению Корана по методике «Каида Нурания» при медресе «Шамиль» Шакурова Лейсан Гакилевна:
Вопрос: Чем же отличается методика «Каида Нурания» от других методик?
Ответ: Методика имеет ряд отличий от привычной нам методики татарского учёного А.Максуди "Мугаллим сани". Сразу оговорюсь целью нашей не является принижение какой-то методики, здесь мы просто хотим описать некоторые особенности методики "Каида-Нурания», которые были выявлены нами в результате практической преподавательской деятельности, обе методики направлены на обучение чтению и имеют тысячи учеников во всём мире.
1. "Каида-Нурания " направлена на правильное чтение Корана и на его заучивание. Все слова для чтения взяты из Корана. Заучивается автоматически чтение с таджвидом.
2. Имеет свою мелодику, и ребёнок учиться читать Коран красиво с макамом.
3. Каждая буква и каждый харакат проговаривается. Это учит обращать внимание на каждый знак и в дальнейшем будет основой легкого письма иншаАллах, так как мы все когда пишем проговариваем.
Вопрос: Какие трудности могут возникнуть при обучении?
Ответ: То, что методика по началу может показаться трудной, не должно вас останавливать. Практика показывает, что детям ритмичность методики очень нравится и они с удовольствием всё повторяют и легко запоминают. Трудности возникают обычно с детьми у которых проблемы с речью. Им нужно сначала развить родной язык, устранить по возможности все нарушения и только потом приступать к занятиям по обучению чтению Корана. Так же трудности возникают у матерей, которые сами не хотят изучить методику и ссылаясь на её трудность не обучают детей дома.
Вопрос: Когда можно приступить к занятиям?
Ответ: Да хоть с рождения! Обычно даже не говорящие дети испытывают большой интерес ко всем этим весёлым ба-би-бу, та-ти-ту, на-ни-ну. Для них это что-то занимательное, вообще детям нравится всё непонятное. А с другой стороны это ещё и хорошая тренировка речи, артикуляции. Если вы никак не можете сидеть и проговаривать уроки сами, то включите диск или компьютер. Серьёзные же занятия можно начинать с 3-4 лет (при условии что речь развита согласно норме). Продолжительность занятия в этом возрасте желательно не более 10 минут. В возрасте 4-5 лет время занятий можно увеличить до 15-20 мин., а в 5-6 лет -25 мин. и т.д. И помните в любом возрасте важно также учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Дай Аллах нам мудрости и терпения в деле воспитания наших детей. Амин.