Курсы "Каида Нурания" воспитание правильного произношения арабских букв по методике "Каида Нурания"

8(917) 297-24-92

E-mail: qaida.nuraniya@mail.ru

 

Этика приобретения знаний

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

 

        Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам. Мы воздаем хвалу Всевышнему, просим Его о помощи и прощении и прибегаем к Аллаху от зла наших душ и наших дурных поступков. Я же прошу Аллаха уберечь меня от заблуждения и ошибки при подготовке данной статьи, и оказать мне Его великую милость и помощь в полном и верном донесении насыхата до читателей.

 

         Данная статья является в основе своей напоминанием для родителей учащихся детей, которые получают религиозные знания, об этике получения знаний и этике по отношению к учителям. Обращаемся мы именно к родителям, с дозволения Аллаха, с целью сделать наставление,  так как на них возложена огромная обязанность в деле воспитания и обучения своих детей Корану и основам Ислама.

 

        Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (Ат-Тахрим 66: 6).

 

Абу Хасан ‘Али Иклия говорил: «Этот аят указывает на то, что мы обязаны обучать наших детей и членов семьи религии и благому, а также требуемому этикету». (См. «Тафсир аль-Къуртуби) 18/128).

 

       Именно знаниям в Исламе уделяется особое внимание! Знание – основа богобоязненности.

 

«Поистине! Боятся Аллаха из рабов Его (только) знающие!» (Творец 35:28).

 

«Аллах возвышает по степени тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание.» (Препирательство 58:11).

 

      На каждого мусульманина возложена обязанность получения знаний и непросто знаний, а благих знаний, которые принесут ему пользу. Вы же, родители, отправились в путь приобретения знаний вместе со своим детьми, в связи с чем ваша ответственность удваивается, так как вы своим примером воспитываете и обучаете их тому как мусульманин должен стремиться к знаниям, какие знание он должен приобретать, у кого их брать и как относиться к учителям, которые обучают их.

 

     Однажды Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал одному человеку: «Прививай своему ребёнку благонравие, ибо поистине, ты будешь спрошен о том, как ты его воспитал и чему ты его обучил. А он будет спрошен за проявление благочестия к тебе и повиновение тебе». (аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 8295, Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 329, 334. Исследователь книги «Шу’аб аль-иман» назвал иснад отличным).

 

     Но прежде чем отправиться в путь, каждому необходимо подготовиться, то есть взять с собой самое необходимое. И в данном случае необходимым является этика получения знаний. Вкратце можно выделить основные этапы подготовки: самым важным является искреннее намерение получать знания ради довольства Всевышнего Аллаха, быть стойким в приобретении знаний и прикладывать много усилий, выбрать где и от кого получать знания и как вести себя по отношению к учителю.

 

       Наряду с обучением детей вопросам вероубеждения и приучения их к выполнению обрядов поклонения, необходимо прививать им также исламский этикет (адаб) в отношении Всевышнего Аллаха, в отношении пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а также в отношении его благородных сподвижников.   

 

      Следует также обучать детей адабу с родителями, с родственниками, со старшими и с учителем. 

«Мухаджиры относились с почтением к тем, кто занимался обучением их детей». (Ибн Аби ад-Дунья в «аль-‘Ияль» 319).

 

«Шейх, учитель и воспитатель – это отец души, тогда как родитель – это отец тела». (См. «Мадаридж ас-саликин» 3/70).

 

 «Учитесь знанию и учитесь спокойствию и кротости, (присущим) ему, будьте скромны в отношениях с теми, у кого вы учитесь и кого обучаете». (Аль-Джами’ ли’ ахляк ар-рави ва адаб ас-сами’ 1/119).

 

«Тот, кто ищет знание, должен обладать достоинством, спокойствием и богобоязненностью, а также идти по следам тех, кто были до него». (Аль-Джами’ ли’ ахляк ар-рави ва адаб ас-сами’ 1/119).

 

     В данной статье мне подробнее хотелось бы разобрать именно этику (адаб) ученика и родителя, по отношению к учителю. Обращение мое больше направлено к родителям потому, что их дети еще малы, и они несут ответственность за их обучение и воспитание.

 

     Из вышеприведенных примеров видно, что мусульманину необходимо проявлять благонравие по отношению к своему учителю.

 

    В-первую очередь потому, что учитель является человеком знающим и об этом в Коране сказано: «Скажи: «Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?» (Толпы 39:9).

 

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучал Коран и обучал ему других» (аль-Бухари 5027).

 

    Следуя этому хадису можно сделать вывод, что те кто обучает Корану имеют перед Аллахом более высокое положение чем те, кто знает его, но не обучает других. И это указывает нам на то, чтобы относиться к учителям почтительно, так как на ряду с ними тот кто обучается также становится лучшим перед Аллахом. То есть учитель является для ученика «проводником» на пути получения знаний, является помощником в достижении довольства Всевышнего. Хвала Аллаху, как велика Его мудрость в том, что и преподаватель и ученик получают награду в этом общем деле. Так будьте же благодарны Аллаху за Его щедрость и милость, которую он оказывает и посылает вам ризк в получении знаний. Хвала Аллаху, Господу миров.

 

    Во-вторых необходимо проявлять уважение к самому учителю как к человеку у которого есть такие же потребности как и у других людей например в отдыхе и пище, и есть у него обязанности перед своей семьёй.

 

    В хадисе говорится: «Тот, кто обучает людей благому, забывая о себе (то есть не жалея ради этого ни сил ни средств), подобен фитилю (лампы), который дает людям свет, сжигая себя». (Сахих аль-Джами’ 5837).

 

     Уважаемые родители, хотелось бы напомнить вам, что педагоги наших в частности курсов, являются не только учителями ваших деток, но они такие же жены и матери, да еще и многодетные матери, у которых также как и у вас есть обязанности перед мужьями и детьми. Подумайте только какой огромный труд спрятан от ваших глаз, то, что вы не видите и не знаете, как каждый педагог готовится к своим занятиям.

 

    Вы не знаете то, чтобы педагоги пришли на свои занятия в-первую очередь они как жены должны спросить разрешения у своих мужей выйти из дома, и Хвала Аллаху наши мужья не препятствуют нам, да вознаградит их Аллах за их терпение и доброе отношение к нам (амиин).

 

    Во-вторых каждая учительница приходит в медресе со своими детьми. И нас не привозят на личном транспорте, мы сами Хвала Аллаху, добираемся со своими детьми в любую погоду в медресе. Пречист Аллах, иногда мы оставляем наши обязанности по отношению к нашим детям дабы выполнить свой договор по отношению к вам и вашим детям, чтобы провести урок. Да дарует Аллах нашим детям крепкий иман (амиин).

 

    И только сильная болезнь наших детей, или же рождение ребенка, или же смерть наших близких родственников может нас остановить, и даже в этом случае мы не оставляем наших учеников без урока, мы находим учителя на замену, который только по воле Всевышнего находит возможность и силы провести дополнительные занятия, чтобы опять выполнить свои обязательства перед вами. Да воздаст Аллах благом всем моим сестрам, с которыми я работаю, за их взаимовыручку и взаимопомощь (амиин).

 

    И мы не занимаемся похвалой самих себя, да убережет нас Аллах от этого. Мы лишь впервые за 9 лет нашей работы хотим рассказать вам о том, что скрыто от ваших глаз. И мы лишь всегда благодарим Аллаха за все Его бесчисленные блага и за милость, которую он оказывает нам.

 

    Все наши педагоги знают какую ответственность они несут перед Всевышним обучая ваших деток Корану и основам Ислама, и поэтому Аллах облегчает наш труд и дарует и нам и вам свой ризк в приобретении знаний. Поэтому предостерегаю вас, дорогие наши братья и сестры по вере от сплетен и фитны, пусть Аллах убережет нас всех от этого. Не делайте поспешных выводов и не выносите свои домыслы в джамаат, в котором находитесь. Педагоги и руководство всегда готовы выслушать ваши замечания и предложения лично. Мы желаем блага всем нашим ученикам и их семьям и всей умме пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Также одним из видов уважительного отношения к учителям является то, чтобы не обсуждать своего учителя с другими людьми.   

 

         И было бы очень достойно последовать в обретении знания за теми, кто был прежде. Когда кто-нибудь из них шёл на урок, то давал милостыню и делал дуа:

 

"اللهمّ اسْتِرْ عيبِ مُعَلِّمى عَنّى و لا تُذْهِبْ بركةَ عِلمِه منّى"

 

«О, Аллах, скрой от меня недостатки моего учителя, чтобы не ушёл от меня баракат его знаний!» (из книги «Хильятут Тилява» стр. 62)

 Яхья ибн Муаз, да смилуется над ним Аллах, сказал:

 

«Пусть твоё отношение к верующему выражается в трех качествах:

 

- если ты не приносишь ему пользу, то не вреди ему,

 

- если ты не радуешь его, то, не огорчай его,

 

- и если ты не хвалишь его, то не порицай его». («Джамиа аль-улюм ва аль-хикам», 2/283).

 

    И в завершении хочу сказать, да, каждый родитель в праве выбирать для своего ребенка учителя и то место, куда он будет водить его для обучения. Но оглянитесь вокруг, о мусульмане! Выбор учителей и учебных заведений не так уж и велик. Разве при каждой мечети есть медресе? И в каждом медресе есть занятия для детей по обучению Корану или основам Ислама? Хвала Аллаху, что у нас этот выбор хотя бы такой не большой, но есть. А это величайшая милость Всевышнего!!!Так держитесь же крепко за тех педагогов, которые сейчас обучают детей, ведь их очень мало, ведь даже если не будет и их, то можете считать себя оказавшимися в убытке, так как это будет признаком того, что Аллах лишил вас своей милости в приобретении знаний. Да убережет нас Аллах от невежества и проявления неблагодарности, и не оставит Он нас без Своей милости (амиин).

 

 

 

«Учителю я должен больше, чем отцу,

 

Пусть даже дал он честь и благородство.

 

Учитель душу воспитал, отец же только тело,

 

Душа ценна, как камень драгоценный, ну, а тело,

 

Оно как перламутр, (вот в чем дело)».    (Иршад ат-туллаб, с. 82)

 

 

 

 

 

رَبَّنَا آتِنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً وَهَيِّئْ لَنَا مِنْ أَمْرِنَا رَشَدًا

 

"Господь наш! Даруй нам от Себя милость и устрой наше дело наилучшим образом". (Коран 18:10)     

 

 

 

 

 

В написании данной статьи была использована книга «Уникальное пособие для ищущего знания (методы и этика приобретения шариатского знания)» Дыйауддин ибн Раджаб Шихабуддин 2002г.

 

  Об обязанности родителей  обучать детей Корану

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

 

 

        Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

 

       Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (ат-Тахрим 66: 6).

 

Абу Хасан ‘Али Иклия говорил: “Этот аят указывает на то, что мы обязаны обучать наших детей и членов семьи религии и благому, а также требуемому этикету”. (См. “Тафсир аль-Къуртуби” 18/128).

 

      Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несет ответственность за свою паству! Правитель является пастырем для своих подданных. Мужчина является пастырем для своей семьи. И женщина является пастырем в доме своего мужа и несет ответственность за свою паству и за его детей. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству!» (аль-Бухари 5200, 7138).

 

     Воспитание! Какая же важная и очень ответственная задача стоит перед каждым родителем. Аллах вверяет нам наших детей на хранение, дети – это наш аманат и перед нами стоит огромная ответственность воспитать их должным образом следуя Корану и Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).  Конечно же мы понимаем, что обучение детей вопросам единобожия и вероубеждения является основой всего воспитания и самой главной обязанностью родителя перед ребёнком.

 

    Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «В своё время Пророку (мир ему и благословение Аллаха) передали, что я говорю: «Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться по ночам до конца своей жизни!». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «Не делай же так, но постись и разговляйся, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у детей твоих есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право». (аль-Бухари 1976, 3418, Муслим 1159).

 

О словах «у детей твоих есть на тебя право», имам ан-Науауи сказал: «В этом указание на то, что отец обязан воспитывать и обучать своего ребёнка тому, в чем он нуждается из положений религии. И это обучение является обязательным для отца и прочих опекунов ребёнка, пока мальчик или девочка не достигнет совершеннолетия. Об этом говорил аш-Шафи’и и его сторонники. Также они говорили, что и матери обязаны этим, если нет отца, ибо это имеет отношение к воспитанию, в котором они также принимают участие». (См. “Шарх Сахих Муслим” 8/44).

 

    На ряду с обучением детей единобожию и вероубеждению стоит также необходимость обучения Корану, так как это само по себе является одним из средств познания религии. И самым лучшим временем для этого является детский возраст, так как память детей лучше, чем память взрослого и тем более после того, как ребёнок, знающий Коран наизусть станет совершеннолетним, ему будет проще продолжать изучать Книгу Аллаха и понимать ее. ‘Абдуллах ибн ‘Иса говорил: «Эта община не перестанет пребывать во благе, пока будет обучать своих детей Корану!»  (Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 309).

 

    Обучайте своих детей Корану! Не упустите великую награду! Абу Малик аль-Аджа’и передал со слов своего отца, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто обучил одному аяту из Книги Аллаха Всевышнего, тому будет записана за это награда при каждом его чтении». (Этот хадис передал Абу Сахль аль-Къаттан 2/243. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1335).

 

    На сколько огромна милость и мудрость Аллаха в любом благом деле направленном ради Его довольства. Пречист Аллах, сколько блага дарует он родителям, если те в свою очередь будут обучать своего ребенка Корану, что награда будет записываться им за каждое прочтение аятов и сур из Книги Аллаха.  Неужели может родитель отказаться от такой милости Всевышнего. Насколько же родители оказывают свою заботу своим детям обучая их Корану, помогая им получать не меньшую награду за само обучение, за чтение с мусхафа и за заученное. Это и есть забота о мирской жизни и о вечной жизни, такие родители не оставляют своих детей блуждать во мраке дуньи, они по воле Аллаха обучают их руководству, которое поможет им прожить эту мирскую жизнь самым достойным образом, и в конечном итоге приведет их свет Корана к Раю.

 

     От ‘Усмана ибн ‘Аффана сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучал Коран и обучал ему других». (аль-Бухари 5027).

 

    Каждый родитель желает по милости Аллаха иметь праведных детей, богобоязненных и благонравных. В своих дуа родитель никогда не забывает просить об этом у Всевышнего, не забывает он и того, что ему самому предстоит приложить много усилий, терпения, мудрости, знаний и показывать собственный благой пример. А самым наилучшим примером для всех мусульман является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). И следуя его примеру мы также сталкиваемся с важностью изучения Корана.  В одном из хадисов сообщается, что в ответ на вопрос о том, каким был нрав пророка (мир ему и благословение Аллаха), Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Нравом его был Коран». Это значит, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) отличался всеми теми нравственными качествами, к восприятию которых Аллах призывает в Коране его и всех людей. Таким образом мы можем сделать вывод, что не зная Коран не сможет человек приобрести и благой нрав.

 

    От Анаса сообщается, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, у Аллаха есть приближенные из числа Его творений!» Его спросили: «Кто они, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Ахлюль-Куръан (читающие и изучающие Коран)! Они и есть приближенные Аллаха и Его избранники!». (Ахмад 3/127).

 

   Так неужели мы не хотели бы оказаться из числа приближенных к Аллаху? Неужели мы не желаем блага себе и своим детям? Тогда нам стоит поспешить, по милости Аллаха, оказаться в числе Его избранников. Нам стоит приложить намного больше усилий и усердия в изучении Корана самим и в обучении наших детей, чтобы не оказались мы в убытке.

 

    Со слов Бурайды и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В Судный день родителей того, кто читал Коран, оденут в украшения, которые будут превосходить мир этот и все, что в нем есть. Они спросят: “О Господь, за что нам это?” И им будет сказано: “За обучение вашего ребенка Корану”». (аль-Хаким 1/756, ат-Табарани в “аль-Аусат” 6/51. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2829).

 

    Как же высоко будет положение богобоязненных, праведных родителей, которые обучали своих детей Корану, что в день Суда они будут выделятся среди остальных одетыми на них украшениями.

   Просим Аллаха даровать нам праведное потомство, сделать нас и наших детей одними из Ахлюль-Куръан, то есть одними из лучших и приближённых к Нему творений, читающих и изучающих Коран!!! (амиин)