Курсы "Каида Нурания" воспитание правильного произношения арабских букв по методике "Каида Нурания"

8(917) 297-24-92

E-mail: qaida.nuraniya@mail.ru

Автор: Super User
Категория:

Описание уроков по Каида Нурания на русском языке

Необходимо запоминать название (тему) каждого урока.

الدَّرْسُ الأَوَّلُ  حُرُفُ الهِجَاءِ المُفْرَدَةُ

Эддэрсу-ль-аууаль  Хуруфу-ль-хиджаи-ль-муфрадэх.

Урок 1 "Буквы алфавита по отдельности"

      Этот урок очень важен, так как является основой всей методики «Каида Нурания».

Этапы урока 1:

      Каждая буква называется по ее полному названию. Длительность звучания букв, которые содержат 2 звука, составляет 2 харакята, другие буквы не тянутся.

اَلِفْ – элиф (не тянется),بَا   - бээ (тянется 2 харакята),تَا   - тээ (тянется 2 харакята),ثَا  - сээ (тянется 2 харакята), جِيمْ – джиим (тянется 2 харакята), حَا  - хээ (тянется 2 харакята), خَا – хъаа (тянется 2 харакята), دَالْ – дээль (тянется 2 харакята), ذَالْ – зээль (тянется 2 харакята), رَا – раа (тянется 2 харакята), زَا – зээ (тянется 2 харакята), سِينْ – сиин (тянется 2 харакята), شِينْ – шиин (тянется 2 харакята), صَادْ – съааде (тянется 2 харакята), ضَادْ – дъааде (тянется 2 харакята), طَا – тъаа (тянется 2 харакята), ظَا – зъаа (тянется 2 харакята),  عَيْنْ – гаййн , غَيْنْ – гъаййн, فَا – фээ (тянется 2 харакята),  قَاف – къааф (тянется 2 харакята),  كَافْ – кяяф (тянется 2 харакята),  لاَمْ – ляям (тянется 2 харакята),  مِيمْ – миим (тянется 2 харакята),  نُونْ – нуун (тянется 2 харакята),  هَا – һээ (тянется 2 харакята),  وَاوْ – уаау (тянется 2 харакята), يَا – йээ (тянется 2 харакята),  هَ مْزَة – һэмзэһ (не тянется). 

 

  

 

 

الدَّرْسُ  الثَّانِي الحُرُوفُ المُرَكَّبَةُ

  

Эддэрсу-ссээнии  Аль - хуруфу –ль- мураккэбэх.

Урок 2 "Буквы алфавита, соединенные друг с другом"

Этапы урока 2:

     Произношение каждой связки букв по их полному названию, которое было изучено в уроке 1. Например: لا произносим как لَامْ -اَلِفْ – лээмэлиф;  نم  произносим как   نُونْ- مِيم – «нуунмиим»; بكت произносим как - با - كاف - تا - “бээкээфтээ” …. и так все остальные буквы.

 

 

 

 

 

 

الدَّرْسُ  الثَّالِثُ الحُرُوفُ المُقَطَّعَة

Эддэрсу-ссээлис   Аль - хуруфу –ль- мукъаттъагэх.

Урок 3 "Буквы по отдельности в начале сур"

Этапы урока 3:

 

    Необходимо объяснить, что знак ~ над буквой обозначает удлинение звучания звука до 6  харакятов. Буквы, над которыми нет такого значка ~ не удлиняются, а читаются так, как читались в первом уроке, то есть тянутся в 2 харакята, кроме ا алифа, который не удлиняется во всех случаях. 

 

Например:           2-1-1.jpg             الِفْ – لآمْ -  مِيمْ    читаем так: “алифляяяяяяммммииииииимммм”.

 

 

الدَّرْسُ  الرَّابِعُ الحُرُوفُ المُتَحَرِّكَة

Эддэрсу-рръабиг   Аль - хуруфу –ль- мутэхэррикэ.

Урок 4 "Буквы с огласовками"

Этапы урока 4:

        Знакомство с 3 харакятами (огласовками):

а) фатха - , сверху буквы и обозначает прибавление к букве звука "а",

   например: ب  (бээ) + َ  (фатхэ)  =بَ   “бэ” ;

б) дамма - , сверху буквы и обозначает прибавление к букве звука "у",

   например:ب  (бээ) + ُ  (дамма)  =بُ   “бу” ;

в) кясра - , снизу буквы и обозначает прибавление к букве звука "и",

   например:ب  (бээ) + ِ  (кясра)  =بِ   “би”.

Пример произношения урока:

بَ – бээ + фэтхэ = бэ, بِ -   бээ + кясра = би, бэ – би, بُ – бээ + дамма = бу, бэ-би-бу

لَ – ляям + фэтхэ = ля, لِ – ляям + кясра = ли, ля-ли, لُ – ляям + дамма = лу, лэ-ли-лу.

И так каждую букву.

 

 

 

 

 

الدَّرْسُ  الْخَامِسُ الحُرُوفُ المُنَوَّنَةُ

Эддэрсу-ль-хъаамис  Аль - хуруфу –ль- мунэуээнэ.

 

Урок 5 "Буквы с танвином"

Этапы урока 5:

 

     Знакомство с 3 харакятами (танвин):

а) танвин фатха - "фатхатейн" (букв. "две фатхи") – ً, сверху буквы и обозначает прибавление к букве звука "ан", например: ب  (бээ) + ً  (фатхэтейн)  =بًا  “бэн” ; при добавлении фатхатейн дополнительно пишется алиф в качестве подставки, но при этом алиф, как мадд, произносится только при остановке на этом слове, а при слитном чтении не произносится.

б) танвин дамма - "дамматейн" – ٌ, сверху буквы и обозначает прибавление к букве звука "ун", например:  ب  (бээ) + ٌ  (дамматейн)  =بٌ    "бун";

в) танвин кясра - "кясратейн" – ٍ, снизу буквы и обозначает прибавление к букве звука "ин", например:  ب  (бээ) + ٍ  (кясратейн)  =بٍ   "бин".

Пример произношения урока:

بًا – бээ+фатхатейн = бэн, بٌ – бээ+дамматейн = бун, бэн – бун,  بٍ – бээ+кясратейн = бин, бэн – бун – бин;

مً – миим+фатхатейн = мун, مٌ – миим+дамматейн = мун, мэн – мун, مٍ – миим+кясратейн = мин, мэн – мун – мин.

И так каждую букву.

 

 

 

 

الدَّرْسُ  الْسَّادِسُ تَدْرِيبَاتٌ عَلَى الحَرَكَاتِ وَ التَّنْوِينِ

Эддэрсу-ссээдис   Тэдрибээтун галэ – ль- харакээти уа-т-тануиин.

Урок 6 "Упражнения на огласовки и танвин"

Этапы  урока 6:

      Данный урок является повторением и закреплением пройденного материала. Способ чтения урока: каждое слово читается по буквам, каждая буква читается так, как читалась в предыдущих уроках, после прочтения двух букв они повторяются, затем читается последняя буква и все слово. При чтении названия буквы, необходимо тянуть ее 2 харакята, а при чтении буквы с огласовкой буква не тянется.

Например, أَبَدًا  читается так: хамза + фатха = а;

Баа + фатха = ба;

повтор двух букв: "аба";

дааль + фатхатейн = “дан”;

повтор всего слова: "абадан".

Таким способом читаются все слова урока.

 

 

 

 

الدَّرْسُ  الْسَّابِعُ   الآلِفُ الصَّغِيرَةُ وَ اليَاءُ الصَّغِيرَةُ وَ الوَاوُ الصَّغِيرَةُ

Эддэрсу-ссээбиг  Аль-алифу – ссъагъиира уа -ль – йаъу – ссъагъиира уа – ль уаау– ссъагъиира.

 

Урок 7 “ Долгие гласные (маленькие) (ا و ي )”

Этапы урока 7:

 

1. Знакомство с маддом, буквами мадда и долгими гласными:

Мадд - обозначает удлинение времени звучания буквы мадд или лиин. Буквы мадда - такие буквы, которые удлиняют звучание предыдущей буквы (огласовки) на различное время (от 2 до 6 харакятов) в зависимости от видов мадда.

Буквы мадда:

ا - "алиф мадд" - «алиф» с сукуном (сукун обычно не пишется), который всегда находится после буквы с фатхой, например, بَا .

ي - "йаа мадд"- «йаа» с сукуном (сукун обычно не пишется), который всегда находится после буквы с кясрой, например, تِي .

و - "уаау мадд" – «уаау» с сукуном (сукун обычно не пишется), который всегда находится после буквы с даммой, например, بُو . Такой вид мадда тянется в 2 харакята.

У букв мадда есть еще и маленькие сестры:

- "алиф сагира" (букв. "маленький алиф"), "алиф мадд", всегда бывает над буквой с фатхой, обозначает удлинение времени звучания фатхи до 2 харакятов, например, بَ - "баа"+ "фатха"+ "алиф сагира" = "баа";

- "йаа сагира" (букв. "маленький йаа"), "йаа мадд", всегда бывает под буквой с кясрой, обозначает удлинение времени звучания кясры до 2 харакятов, например, بِ - "баа"+ "кясра"+ "йаа сагира" = "бии";

- "уаау сагира" (букв. "маленький уаау"), "уаау мадд", всегда бывает под буквой с даммой, обозначает удлинение времени звучания даммы до 2 харакятов, например, بُ - "баа"+ "дамма"+ "уаау сагира" = "буу".

Эти маленькие буквы встречаются только в тексте Священного Корана и обозначают удлинение времени звучания предыдущей огласовки до 2 харакятов, то есть по сути это те же самые буквы мадда, только маленькие по размерам.

Способ чтения урока.

Сначала урок читается так, как написан, то есть каждая буква с одной буквой мадда друг за другом.

Например:

1-4-1.png- "миим"+ "фатха"+ "алиф сагира" = "маа";

78-15-2.png “хэмзэ” + “кясра” + “йа сагира” = “хии”;

2-17-9.jpg“хэмзэ” + “дамма” + “уаау съагъира” = “хуу”.

 

 

 

 

الدَّرْسُ  الثَّامِنُ   حُرُوفُ المَدِّ وَ اللِّينِ

Эддэрсу-ссээмин   Хуруфу –ль- мэдди уа - ллиин.

Урок 8 " Буквы мадд и лиин"

Этапы урока 8:

1 часть урока

1. Знакомство с маддом, буквами мадда.

Мадд - обозначает удлинение времени звучания буквы мадд или лиин.

Буквы мадда - такие буквы, которые удлиняют звучание предыдущей буквы (огласовки) на различное время (от 2 до 6 харакятов) в зависимости от видов мадда. Буквы мадда:

ا - "алиф мадд" – «алиф» с сукуном (сукун обычно не пишется), который всегда находится после буквы с фатхой, например, بَا .

ي - "йаа мадд" – «йаа» с сукуном (сукун обычно не пишется), который всегда находится после буквы с кясрой, например, تِي .

و - "уаау мадд" – «уаау» с сукуном (сукун обычно не пишется), который всегда находится после буквы с даммой, например, بُو . Такой вид мадда тянется в 2 харакята.

Такой вид мадда называется мадд табигый ("основной", "естественный") и тянется в 2 харакята.

2. Урок читается следующим образом:

каждая буква с тремя буквами мадд по порядку:

 

بَا - "баа"+ "фатха"+ "алиф сукун" = "баа";

بُو - "баа"+ "дамма"+"уаау сукун" = "буу";

 повтор двух букв - "баа", "буу";

بِي - "баа"+ "кясра"+ "йаа сукун" = "бии";

повтор трех букв - "баа", "буу", "бии".

2 часть урока

1. 2 часть урока посвящена буквам лиин (букв. "мягкие", "легкие"):

Букв лиин - две:

و – «уаау» с сукуном (сукун пишется) перед ней буква с фатхой, например, تَوْ ;

ي – «йаа» с сукуном (сукун пишется) перед ней буква с фатхой, например, تَيْ .

Буква лиин читается 1 раз с предшествующей буквой.

Произносится с ударением на букве лиин, чтобы отличить от буквы мадд.

2. Далее урок читается до конца следующим образом:

تَوْ - "таа"+ "фатха"+ "уаау сукун" = "тау";

تَيْ - "таа"+ "фатха"+ "йаа сукун" = "тай";

повтор двух букв - "тау", "тай".

И так все остальные буквы.

 

 

الدَّرْسُ  التَّاسِعُ   تَدْرِيبَاتٌ عَلَى التَّنْوِينِ و اَحْرُفِ المَدِّ الثَّلاَثَة و حَرْفَي اللِّينِ

Эддэрсу-ттээсиг   Тэдрибээтун галэ – т- тануиини  уа ахруфи - ль- мадди - ссэлэсэ уа хурфи - ллиин

Урок 9 " Упражнения на танвин, три буквы мадда и две буквы лиин"

Этапы урока 9:

1. Каждое слово читается по "Кагида Нурания", соблюдая все указания предыдущих уроков. Например,

ءَامَنَ читается так: "хамза"+ "фатха"+ "алиф сукун" = "аа"; "миим"+ "фатха" = "ма"; "аама"; "нуун"+"фатха" + "на"; "аамана".

2. В начале слова никогда не бывает буквы ا "алиф", как уже говорилось, она бывает только буквой мадд, а во всех остальных случаях - "хамза".

Например: أَيْنَ - "хамза"+ "фатха"+ "йаа сукун" - "ай"; "нуун"+ "фатха" = "на"; "айна" или الْمَوْءُ دَةُ - "хамза" + "фатха"+ "ляям сукун" = "аль" и т.д.

3. В словах, где после буквы мадда следует хамза, мадд удлиняется до 4 или 5 харакятов и буква мадд читается как "алиф мадд" или "йаа мадд", или "уаау мадд". Например,      جَآءَ -  "джиим"+ "фатха"+ "алиф мадд" = "джаааа"; "хамза"+ "фатха" = "а"; "джаааа/а".

 

 

 

 

 

 

 

الدَّرْسُ  العَاشِرُ   السُّكُونُ

Эддэрсу-ль-гашир  Ас-сукуун.

Урок 10 " Сукун"

Этапы урока 10:

 

1. Знакомство с сукуном.

Сукун ْ - знак над буквой, который обозначает отсутствие огласовки, например بْ - "б", لْ - "ль" и т.п. В арабском языке невозможно начинать слово с сукуна, всегда сначала слова должна быть буква с огласовкой, поэтому данный урок начинается не с буквы с сукуном, а с хамзы. В то же время, при остановке на каком-либо слове обязательно останавливаться на сукун (то есть не произносить конечную огласовку буквы).

Буква с сукуном читается 1 раз с предыдущей буквой, она не может быть отделена от предыдущей буквы.

2. Способ чтения урока: каждая буква читается 3 раза с разными огласовками хамзы: фатхой, кясрой и даммой.

Например: أَبْ إِبْ أُبْ - -

أَبْ - "хамза"+ "фатха"+ "баа сукун" = "аб";

إِبْ - "хамза"+ "кясра"+ "баа сукун" = "иб";

"аб", "иб";

أُبْ - "хамза"+ "дамма"+ "баа сукун" = уб;

"аб", "иб", "уб".  

И так остальные буквы.

 

 

 

الدَّرْسُ  الحَادِي عَشَرَ   تَدْرِيبَاتٌ عَلَى  السُّكُونِ

Эддэрсу-ль-хээдии гашар   Тэдрибээтун галэ – с- сукуун.

Урок 11 " Упражнения на сукун"

Этапы урока 11:

1. Каждую группу слов необходимо читать с правильным произношением букв, с соблюдением правил при чтении нун с сукуом  и мим с сукуном (детям эти правила не объясняются), мелодики урока и в быстром темпе без раздумываний.

Например: слово ءَالْئَنَ  читается так: "хамза"+ "фатха"+ "алиф мадд"+ "ляям сукун" = "ааааааль"; "хамза"+ "фатха"+ "алиф сагира" = "аа"; "аааааальаа"; "нуун"+ "фатха" = "на"; "аааааальаана”.

 

 

 

 

 

الدَّرْسُ  الثَّانِي عَشَرَ الشَّدَّةُ

Эддэрсу - с -саании гашар  Аш-шадда.

Урок 12 " Шадда"

Этапы урока 12:

 

1. Знакомство с шаддой:

Шадда – ّ знак над буквой, который обозначает удвоение буквы. Если над буквой стоит такой знак это значит, что буква произносится два раза: первый раз с сукуном, второй раз с огласовкой или со следующей буквой (если следующая буква с сукуном или шаддой). Так как первая буква шадды с сукуном, значит, с нее начинать слово невозможно, поэтому буква с шаддой никогда не бывает в начале слова, а первая буква шадды (с сукуном) произносится с предыдущей. Например, أَبَّ - "хамза"+ "фатха"+ "баа шадда" = "аб". Второй раз буква шадды произносится со своей огласовкой или следующей буквой (если эта буква с сукуном или шаддой): أَبَّ - "хамза"+ "фатха"+ "баа шадда" = "аб"; "баа"+ "фатха" = "ба"; "абба".

2. Способ чтения урока: أَبِّ - "хамза"+ "фатха"+ "баа шадда" = "аб"; "баа"+ "кясра" = "би"; "абби".

3. При произношении букв калькаля قط بجد с шаддой в первый раз с сукуном калькаля не делается, то есть они произносятся смыканием органов произношения, при этом звук почти не выходит, и его не слышно. А во второй раз они произносятся со своими огласовками. Например,  إِجَّ в данном случае буква ج читается так: "хамза"+ "кясра"+ "джиим  шадда" = "ид"; “джиим” + “фатха” = “жа”; “аджа”.

 

 

 

الدَّرْسُ  الثَّالِثَ عَشَرَ   تَدْرِيبَاتٌ عَلَى  الشَّدَّةِ

Эддэрсу-с-саалис  гашар   Тэдрибээтун галэ – ш-шадда.

Урок 13 " Упражнения на шадду"

Пример чтения: بُرِّزَ - "баа"+ "дамма"+ "раа шадда" = "бур"; "раа"+ "кясра" = "ри"; "бурри"; "заа"+ "фатха" = "за"; "бурриза".

 

 

 

الدَّرْسُ  الرَّابِعَ عَشَرَ   تَدْرِيبَاتٌ عَلَى  الشَّدَّةِ و السُّكُونِ

Эддэрсу-р-раабиг  гашар   Тэдрибээтун галэ – ш-шаддати уа - с -сукуун.

Урок 14 " Упражнения на шадду и сукун"

Пример чтения: مَرُّوا - "миим"+ "фатха"+ "раа шадда" = "мар"; "раа"+ "дамма"+ "уаау сукун" = "руу"; "марруу".

 

 

 

الدَّرْسُ  الْخَامِسَ عَشَرَ   تَدْرِيبَاتٌ عَلَى  الشَّدَّتَيْنِ في كَلِمَةِ

Эддэрсу-ль-хъаамис  гашар   Тэдрибээтун галэ – ш-шаддатэйни  фии калимати.

Урок 15 " Упражнения на две шадды в слове"

Пример чтения: يَزَّكَّى - "йаа"+ "фатха"+ "заа шадда" = "йаз"; "заа"+ "фатха"+ "кааф шадда" = "зак"; "йаззак"; "кааф"+ "фатха"+ "алиф сагира" = "каа"; "йаззаккаа".

 

 

 

الدَّرْسُ  الْسَّادِسَ عَشَرَ   تَدْرِيبَاتٌ عَلَى  الشَّدَّةِ و السُّكُونِ  مَعَ  المَدِّ

Эддэрсу-с-саадис  гашар   Тэдрибээтун галэ – ш-шаддати  уа -с - сукуун  мага - ль-мадди.

Урок 16 " Упражнения на шадду, сукун и мадд"

Пример чтения: ضَآلّاً - "даад"+ "фатха"+ "алиф мадд"+ "ляям шадда" = "дааааааль"; "ляям"+ "фатхатейн" = "лян"; "даааааальлян".

В данных словах встречается мадд лязем, который читается в 6 харакятов.

Мадд лязем перед всеми буквами, кроме م и ن читается с ударением, изменением голоса в конце его произношения ("ан-набр").

 

 

الدَّرْسُ الْسَّابِعَ عَشَرَ   تَدْرِيبَاتٌ عَلَى  مَا سَنَقَ

Эддэрсу-с-саабиг  гашар   Тэдрибээтун галэ маа сабакъ.

Урок 17 " Упражнения на пройденные темы"

Все данные уроки (13-17) являются обобщением всех изученных ранее правил и, если чтение данных уроков представляет трудность, необходимо пройти предыдущие уроки заново для закрепления материала. Уроки следует читать в быстром темпе, автоматически, без раздумываний, соблюдая все вышеперечисленные правила каждого урока и определенную мелодику. При чтении последнего урока каждая группа слов прочитывается по 2 раза: в первый раз в состоянии слитного чтения, то есть как обычно по "Кагида Нурания" с произношением всех конечных огласовок; во второй раз в состоянии остановки в конце группы слов.

В обобщенном и упрощенном виде правила остановки в конце слов можно сформулировать так: а) если слово заканчивается на огласовку, сукун, шадду танвин кясра или танвин дамма, то огласовка последней буквы превращается в сукун, и остановка будет на сукун. Например, مِنرَّبِّكَ при остановке читается - مِنرَّبِّكْ .

Если последняя буква ة с любой огласовкой, включая танвин фатху, то она изменяется на букву ه с сукуном. например,  مُطَهَّرَة  при остановке будет читаться как مُطَهَّرَهْ .

б) Если слово заканчивается на танвин фатху, то ا при остановке превращается в букву мадд и тянется в 2 харакята. Например, وَهَّاجاً при остановке читается وَهَّاجَا .

в) Если предпоследняя буква - буква мадд или лиин, а после нее остановка будет на букву с сукуном, то этот мадд можно тянуть в 2, или 4, или 6 харакятов, например, يَوْمَئِذٍ يَصْدُرُ النَّاسُ можно прочитать в конце "аннаас", или "аннаааас", или "аннаааааас".

г) Если слово заканчивается на буквы мадд, то они тянутся на 2 харакята.

После изучения методики «Кагида Нурания» полностью и выработки автоматизма чтения необходимо закрепление ее при чтении сур из Священного Корана по данной методике. Для наилучшего результата необходимо прочтение при помощи данной методики отрывок Священного Корана от суры «ан-Наба’» до суры «ан-Нас» (30-й джуз). Также чтение аятов по данной методике до заучивания их наизусть способствует правильному их произношению и более быстрому запоминанию.